Каллиграфия и развитие функций головного мозга
1 ноября 2010г.
Авторитетное деловое издание The Wall Street Journal опубликовало материал о том, что рукописное письмо — это ключ к успешной учебе, хорошей памяти и творческим способностям. Предлагаем вашему вниманию данную статью.
Попросите Зейна Пайка, обычного дошкольника, написать от руки своё имя или даже буквы и вы увидите, что заставить это сделать упрямого четырёхлетнего ребенка не так просто. Зейн очень не любит занятия в школе и не хочет заниматься дома. Но его мама Энжи уверена, что чистописание является фундаментом для успешного обучения.
Венди Боундз рассказывает об искусстве красивого письма в рамках исследований, доказывающих его пользу в развитии моторики детей, их умении мыслить и достигать целей в жизни.
В этом она абсолютно права. Сегодня исследования с использованием современных средств, таких как, например, магнитно-резонансная томография, демонстрируют, что рукописное письмо — куда более чем просто средство коммуникации. Занятия по написанию букв и начертанию линий способствуют развитию мыслительных процессов и их последующему воплощению в речи, а также могут улучшить моторику.
Не только детям это полезно. По мнению учёных, взрослые, изучающие новые для них знаки или символы, к примеру, китайские иероглифы, распознают их лучше, когда пишут от руки. По мнению некоторых врачей, уже просто писать от руки является полезным упражнением для детей, которое позволяет развивать внимание в процессе взросления.
Сами занятия по изучению и поддержанию навыков письма несут в себе ценность независимо от того, что мы подавляющую часть времени общаемся при помощи электронных средств и клавиатуры. Вместе с тем высокие технологии часто обвиняют в вытеснении чистописания. Хотя новый софт для сенсорных устройств, например для iPad, позволяет этот древний навык возродить.
Фото Энжи Пайк |
По данным одного из крупнейших издателей учебных материалов по чистописанию в США — Zaner-Bloser Inc., письмо по-прежнему включено в расписание школьных занятий, но сегодня ему уделяется всего лишь чуть более одного часа в неделю. Даже в учреждениях, где оно является приоритетным предметом, например в частной школе Брерли в Нью-Йорке, руководитель занятий Линда Болдт говорит: «Некоторые родители не могут поверить, что мы можем тратить на чистописание хотя бы даже одну минуту учебного времени».
Недавние исследования показывают, как рукописное письмо влияет на деятельность головного мозга в процессе обучения. На одном из этапов этих исследований в университете Индианы, описанных в этом году, детей приглашали на «космический корабль». «Корабль» представлял из себя специальное устройство с функциональным магнитным резонансным томографом, распознающим активность головного мозга. Детям показывали буквы до и после получения определённых инструкций. У детей, писавших буквы от руки, мозговая активность была сильнее «взрослой», в отличие от тех, кто на эти буквы просто смотрел.
Как сообщила старший преподаватель психологии и неврологии университета Индианы Карин Харман Джеймс: «Кажется, в собственноручном рисовании двухмерных объектов, которые мы видим повсюду, есть что-то действительно очень важное».
«Взрослые могут воспользоваться аналогичным способом при изучении графически отличного языка, например китайского; систем символов по математике, музыке и химии», — говорит доктор Джеймс. Например, в 2008 году «Журналом когнитивной неврологии» было опубликовано одно исследование. В нём взрослым было предложено провести различие между символами и их зеркальным отражением, всё должно было быть написано от руки и напечатано на клавиатуре. В итоге те, кто писал от руки, увереннее и точнее определяли правильное написание символов. Предполагается, что специфические движения, откладывающиеся в памяти в процессе обучения письму, способствовали развитию навыка визуального определения графической формы.
Другие исследования подчеркивают особую связь рук и головного мозга, когда речь заходит о построении умозаключений и самой деятельности мыслительных процессов. Профессор психологии и педагогики вашингтонского университета Виргиния Бернингер объясняет самую разницу между рукописным письмом и набором текста на клавиатуре. По её мнению, рукописный текст требует выполнения последовательных движений, чтобы написать букву, в то время как набор на клавиатуре предполагает выбор уже готовой буквы путём нажатия на клавишу.
Она утверждает, что снимки головного мозга наглядно показывают, как при последовательной работе пальцев активируются отделы, отвечающие за мышление, речь, память, т. е. система временного хранения и обработки информации.
Одно из её последних исследований показывает, что ученики второго, четвёртого и шестого классов в своих сочинениях используют больше слов, пишут быстрее и выражают лучше свои мысли, если пишут от руки, чем когда печатают на клавиатуре.
Бесчисленным количеством причин объясняется очарование человека рукописным текстом даже в эпоху цифровых технологий. Например, та особая атмосфера, навеянная почерком близкого человека или тем, что форма и наклон букв говорят о характере человека. Помимо выделения такого направления в психологии, как графология — определение характерных черт личности через его письмо, некоторые врачи-неврологи говорят о рукописном письме как инструменте диагностики ранних неврологических расстройств.
«У некоторых пациентов есть личные дневники, которые они вели в прошлом. По ним прослеживаются поразительные изменения с того момента, когда им было 55, они чувствовали себя прекрасно, как и сейчас в 70 лет. Так как всё больше и больше людей теряют навык рукописного письма из-за отказа его в пользу клавиатуры компьютера, очень полезным упражнением было бы обучение их этому навыку заново», — говорит невролог университета Дьюка П. Мурали Дорайсвами.
В высших учебных заведениях чистописание не теряет своей актуальности, несмотря на повсеместное использование ноутбуков. Вступительное сочинение может быть оценено на «неудовлетворительно», хотя бы если, по мнению проверяющего, текст окажется «нечитаемым».
Как говорит преподаватель университета Вандербилта Стив Грэхэм, даже посредственно написанный, но читаемый текст может добиться своего права на существование. Грэхэм привёл результаты одних исследований, которые показывают, что хороший почерк может улучшить результаты средней группы с 50 % до 84 %, в то время как плохой почерк наоборот ухудшить до 16 %. «Не стоит отбрасывать такой фактор, как читатель. Люди оценивают ваши мысли по вашему почерку», — говорит д-р Грэхэм.
Создатели материалов по чистописанию отмечают возобновление интереса родителей к доведению до совершенства навыков у детей, а также интереса к собственному почерку. Нэн Барчовски, которая разработала свой одноимённый метод уверенного письма по более простому переходу от разделённых «напечатанных» букв к связным рукописным, говорит, что за прошлый год продано уже более 1500 копий её работы «Исправьте… Пишите» («Fix It … Write»).
Некоторые сторонники высоких технологий также дают неожиданный толчок к развитию искусства красивого письма при помощи различных устройств, например смартфонов или КПК. Дэн Физер, дизайнер и компьютерный консультант из Нэшвилла, штат Теннесси, говорит, что никогда не мог привыкнуть к клавиатуре на малоразмерных устройствах. Вместо клавиатуры он пользуется приложением WritePad за $ 3.99 на своем iPhone. Программа поддерживает как ручной ввод, так и ввод при помощи стилуса, после этого текст преобразуется в требуемый формат для электронной почты, документов или обновлений сети Twitter.
Университет Индианы Снимки показывают более активную мозговую деятельность у детей, занимающихся каллиграфией |
Подобные приложения и помогают Зейну Пайку — четырёхлетнему ребенку, наотрез отказывавшемуся заниматься чистописанием. Теперь же мальчик не выпускает из рук iPhone своей матери, куда загружен «abc PocketPhonics» всего за $1.99. Программа обучает Зейна писать как рукой, так и стилусом, а за отсутствие ошибок программа награждает его улыбающимися с экрана карандашами. «Он думает, это игра», — говорит Энжи.
Детские сады при школе Харфорд Дэй в г. Бел Эр, штат Мэриленд, совсем недавно учившие детей писать на бумаге, теперь также учат выводить буквы и на экране iPad при помощи специального аппаратного приложения.
Ведущий воспитатель детского сада при школе Кэй Крокер говорит: «Скоро дети будут использовать такие технологии, которых в наше время не было, поэтому крайне важно, чтобы учителя шли в ногу со временем». Для г-жи Крокер неважно, при помощи чего писать, главное — что: «Вы все ещё должны уметь писать, а кто-то читать», — говорит она.
Оригинал статьи находится здесь.
Статья взята с сайта.