Взрослые

Обучающие курсы для взрослых

Обучение каллиграфии в Центре искусства каллиграфии «От Аза до Ижицы» имеет ступенчатый характер. Все ступени важны, ни одну из них нельзя исключить, перепрыгнуть. На любой ступени вы можете остановится и продолжить практиковаться дома, используя знания и материалы, полученные на занятиях.

  • I ступень – короткий (1 месяц) курс «Знакомство с каллиграфией», на котором вы получите общее представление о каллиграфии и основных ее инструментах.
  • II ступень – это двухмесячный курс «Вязь». Курс является важным звеном программы обучения Школы, так как воспитывает дух и укрепляет руку, готовит основу для дальнейшего изучения каллиграфии.
  • III ступень позволяет вам сделать выбор направления, сообразно вашим личным предпочтениям: русское письмо или европейская каллиграфия.
  • IV ступень – курсы «Леттеринг на основе каллиграфии» и «Рукописная книга».
  • V ступень – курс «Углубленное изучение каллиграфии».
  • VI ступень – курс «Искусство каллиграфии».

Курсы-интенсивы проводятся во время школьных каникул по заранее выставленному расписанию.

Схема обучения_взрослые_2016

 

Вводный курс для взрослых «Знакомство с каллиграфией»

Курс предназначен для тех, кто хотел бы познакомиться с основными принципами в каллиграфии и сделать первые шаги в её освоении. Этот курс:

  • даёт представление о каллиграфии в целом
  • помогает сформировать основные навыки работы с каллиграфическими инструментами
  • знакомит с видами и особенностями традиционных инструментов для каллиграфии, их изготовлением
  • знакомит с правилами выполнения каллиграфических гамм (упражнений)
  • выполнение начальных упражнений с помощью основных каллиграфических инструментов: ширококонечные перо и кисть, остроконечные перо и кисть
  • знакомит с основными видами рукописных и каллиграфических шрифтов и правилами их написания

Условия обучения: Данный курс проводится ежемесячно. Длительность курса: 1 месяц (4 занятия). Занятия проводятся раз в неделю. Длительность занятия: 3 академических часа. Учащимся курса предоставляется комплект необходимых каллиграфических инструментов, методическое пособие.

Курс «Вязь»

Поскольку сегодня утрачены традиции письма и разрушена письменная культура, самостоятельно заниматься каллиграфией сложно, т.к. не поставлена рука и не обретены устойчивые навыки письма. Вот почему на первых этапах обучения необходим постоянный контроль и коррекция: в положении тела и руки — при работе с каллиграфическими инструментами, и положения угла пера — при воспроизведении элементов. Поэтому для закрепления всех установок и правил, с которыми обучающиеся познакомились на вводном курсе – «Четыре шага в каллиграфии», предлагается продолжить практические занятия под руководством педагога по курсу «Вязь». Для начинающих обучаться каллиграфии именно занятия вязью позволят быстрее развить и сделать устойчивыми навыки работы каллиграфическими инструментами, полученные на «Четырёх шагах», а значит, — создать соответствующий фундамент, как для самостоятельной работы, так и для дальнейшего профессионального обучения в школе каллиграфии. Вы научитесь работать с орнаментальными рядами и плоскостями, а так же с орнаментами из букв вязи, что поможет развить чувство ритма, координацию движений, глазомер. Посещая занятия, вы вкратце познакомитесь с историей возникновения вязи, узнаете правила соединения букв, которые позволят вам писать тексты этим видом письма. Также на каждом занятии будет уделяться время для упражнений по исправлению почерка. Длительность курса: 8 занятий. Занятия проводятся раз в неделю. Длительность занятия — 3 ак. ч. Курс предлагается, всем, кто ознакомился с вводным курсом «Знакомство с каллиграфией».

Курс «Устав»

Устав – первый славянский кириллический шрифт. Название «устав» происходит от глагола «уставлять», «устанавливать» – буквы не торопясь собирали из штрихов, написанных тростниковым пером под разными углами. Буквы устава стремятся к симметрии и геометричности, среди штрихов преобладают прямые линии, на концах штрихов обязательно ставятся засечки. Первая пергаментная книга, написанная на древнерусском языке, – «Остромирово Евангелие» – была создана в 1056–1057 гг. для новгородского посадника Остромира. Она даёт нам высокий образец устава, выполненного искусным писцом. Многие советские и российские художники и графики использовали устав для написания рукописных книг, оформления обложек, плакатов и в других видах прикладной графики.

Учащиеся курса научатся:

  • изготавливать тростниковые перья и работать ими
  • во время проведения штрихов менять угол наклона пера
  • смогут писать тексты инструментами разной ширины, освоив учебную и историческую формы устава
  • рисовать буквицы, использующиеся в уставных рукописях
  • использовать устав и буквицы в композициях

Краткое содержание курса:

  1. Работа с учебным уставом – рисование букв карандашом, работа с орнаментами из букв, выполненных ширококонечной кистью и ширококонечным пером.
  2. Копирование простейших киноварных буквиц при помощи остроконечного пера.
  3. Написание текстов уставом.
  4. Копирование буквиц и заставок тератологического (звериного) стиля.
  5. Создание композиций из текста, написанного уставом, с буквицей в формате закладки.
  6. Знакомство с историческими видами устава.
  7. Копирование страницы Остромирова Евангелия в натуральном размере.
  8. Создание итоговой композиции «Красота устава».

Также на каждом втором занятии первые 15 минут отводятся на выполнение упражнений по исправлению почерка.

Курс «Полуустав»

Полуустав, дословно «половина устава», «половина правила» – первый русский каллиграфический шрифт, более свободный, чем предшествующий ему шрифт «устав». Буквы полуустава состоят из меньшего, чем в уставе, количества штрихов, но штрихи имеют более сложную пластическую форму. Полуустав появляется на Руси в конце XIII века и постепенно становится основным книжным шрифтом. В 1540–1550 гг. полуустав находится на пике расцвета, и именно в это время Иван Фёдоров создаёт наборный шрифт для «Апостола» на основе московского полуустава. Интерес к полууставу в XVII веке угасает. С конца XVIII по ХХI век полуустав используется в основном для написания книг в старообрядческих общинах. Многие советские и российские художники и графики использовали полуустав для написания рукописных книг, оформления обложек, плакатов и в других видах прикладной графики. Известно множество исторических вариаций полуустава – от простого, наклонного и быстрого полуустава, близкого к русской или греческой скорописи до тщательно проработанного, медленного и торжественного литургического полуустава, использовавшегося для написания богослужебных книг. Учащимся курсов мы предлагаем поработать с учебным полууставом, где используются всего два угла наклона пера – 30∨dm; и 60∨dm;.

Учащиеся курса:

  • освоят учебную форму полуустава так, что смогут писать тексты инструментами разной ширины
  • освоят одну или, по желанию, две исторических формы полуустава
  • научатся рисовать буквицы и заставки, использующиеся в полууставных рукописях
  • научатся создавать каллиграфические композиции, используя полуустав, орнаменты, буквицы и вязь

Краткое содержание курса:

  1. Работа с учебным полууставом – прорисовывание букв карандашом, работа с орнаментами из букв ширококонечной кистью и ширококонечным пером.
  2. Создание орнаментальных бордюров по мотивам орнаментов полууставных рукописей при помощи остроконечного пера.
  3. Написание текстов полууставом.
  4. Создание композиций из текста, написанного полууставом, с буквицей.
  5. Копирование буквиц старопечатного стиля остроконечным пером.
  6. Знакомство с историческими видами полуустава.
  7. Копирование «прорисей» – линеарных иллюстраций древнерусских книг.
  8. Копирование страницы полууставной рукописи с иллюстрацией.
  9. Создание итоговой композиции из полуустава и вязи.

Также на каждом втором занятии первые 15 минут отводятся на выполнение упражнений по исправлению почерка.

Курс «Скоропись»

Курс посвящен работе над одним из самых интересных видов русского письма – русской скорописи.

Слово «скоропись» в палеографии имеет несколько значений – «любое быстрое письмо» – скажем, быстрый устав берестяных грамот и «скоропись как особый тип древнерусского письма». Четкого определения «скорописи как типа письма» нет ни у одного исследователя. Но есть записи о том, что скоропись, это такое письмо, для которого характерны «крючковатость», «криволинейность элементов», «свобода взмахов и нажимов», «нарушение двухлинейности письма», «большее количество сокращений и выносных букв».

К этому можно добавить, что гусиное перо для скорописи затачивали особым образом – так, что оно приобретало одновременно свойства ширококонечного пера и остроконечной кисти.

Работать таким инструментом непросто – поэтому курс начинается с упражнений из элементов и букв остроконечной кистью. Одновременно начинается работа ширококонечным пером, с постепенным уменьшением ширины конца пера, чтобы прийти к естественному для скорописи размеру букв в несколько миллиметров.

Также у участников будет возможность познакомиться с историей скорописи и сделать копию исторического текста с помощью гусиного пера.

Упражнения курса выполняются в виде книжки-гармошки, а итоговой работой станет написание текста скорописью.

На курс приглашаются ученики, прошедшие курсы «Знакомство с каллиграфией» и «Вязь». Для наилучших результатов рекомендуем пройти курсы «Полуустав» и «Устав».

.

Курс «Русское письмо»

После 1917 года предмет «каллиграфия» был изъят из программ учебных заведений как буржуазная дисциплина, вредная для пролетарской идеологии. Таким образом, русская каллиграфия для историков, филологов, палеографов стала недоступна во всей полноте. Исчезло понимание связи инструмента с тем или иным видом письма, изучение письменного наследия пошло в отрыве от живого динамического процесса буквописания. Фактически наша культура почти утратила одну из важнейших своих частей – фундаментальные основы русской каллиграфии, которые формировались на протяжении многих столетий. Была прервана связь поколений, разрушены вековые традиции рукописания как средства воспитания воли, трудолюбия, терпения, раскрытия индивидуальных способностей. Сегодня в СМИ много говорят о восстановлении традиций, заботе о нашей многовековой культуре, забывая о том, что в её основе лежит написанный «логос», а, следовательно, письмо является неотъемлемой составляющей всей культуры. И те государства, которые проявляют действительную заботу о будущем своего народа, — бережно сохраняют письменное культурное наследие, поддерживают и развивают искусство каллиграфии. Каллиграфию на Руси считали лучшим лекарством для души и тела, гимнастикой для ума и средством от глупости.

На этом курсе вы познакомитесь с основными формами русского письма, овладеете техникой работы традиционными инструментами и сможете сами воспроизвести основные русские почерки: устав, полуустав, вязь и полууставную скоропись. Узнаете, как приготовить традиционные инструменты для письма. На основе этих видов письма появились образцы русской скорописи, которые на протяжении XIX и XX веков вдохновляли мастеров архитектуры, иконописи, монументальной живописи, прикладных искусств. Традиционные русские почерки не утратили своего значения и в наши дни. Их используют в праздничных открытках, благодарственных и поздравительных грамотах, письмах, в рекламе, в дизайне, а сегодня они оказывают незримое влияние на формирование собственного почерка, на общую культуру письма. Курс состоит из трёх последовательных блоков: «Устав», «Полуустав», «Скоропись», каждый из которых рассчитан на 12 занятий в количестве 36 академ. часов. Этот курс адресован студентам и преподавателям художественных вузов, иконописцам, преподавателям основ православной культуры, а также родителям, которые стараются привить своим детям культурные национальные традиции.

Курс «Искусство повседневного письма»

«Если в речи мы стремимся не только к ясности, но и к благозвучию, то и письмо должно быть красивым. Почерк – это искусство». Альфред Фейнберг.

В 1962 году кампания перехода от двухнажимного письма к однонажимному, благодаря шариковой ручке, прошла стихийно и по-советски. Не было ни конкурсов по созданию алфавита, ни прописей и методик, ни научных разработок. В результате этого эксперимента чиновников от образования многовековые традиции письма и культуры чистописания практически утрачены, и возникла масса проблем. А именно: у большинства детей и молодёжи появились различные психические нарушения: дисграфия, дислексия, дискалькуляция, аутизм, гиперактивность, слабый волевой импульс. Учащиеся не могут сосредоточиться, не могут слушать, видеть, запоминать. Пишут так, что сами не могут прочесть написанное. Сегодня большинство людей стесняются своего почерка. А человек без почерка, образно говоря, это человек без своего лица. Индивидуальный красивый почерк доступен каждому, также как и красивый автограф, который является визитной карточкой человека.

Создать красивое и новое в своём почерке можно, только изучая классические письменные традиции, которые помогают сформировать ритмический строй рукописного текста. Мы предлагаем выработать свою форму письма на основе отечественных и европейских эталонов: это итальянский курсив (италик) – однонажимное письмо, которое пишется плоским пером, и английский курсив (англе) – двухнажимное письмо – за счёт остроконечного пера. Более сложный и длительный путь формирования почерка – на основе русских или европейских форм скорописи.

За 16 уроков учащиеся курса изучат основы построения ритма письма, законы формообразования букв, правила их написания и выполнения определённых упражнений по связыванию букв в словесные группы. Зная принципы, законы и правила, выполняя регулярно задания, учащиеся сформируют основы индивидуального красивого почерка, которые можно будет выполнять плоским пером, а после любым пишущим инструментом.

Успех вашего обучения во многом будет зависеть от вашего усердия и регулярного выполнения классных и особенно домашних заданий.

До появления шариковых ручек в школе чистописание не заканчивалось в начальных классах, а продолжалось в меньшем объёме до 8 класса, чтобы закрепить письменно-двигательные навыки, сделать их устойчивыми и выработать свой индивидуальный почерк. Этот письменный опыт давал возможность каждому ученику сформировать достаточно сложную красивую подпись. Если подпись сложная и красивая, то она уже себя защищает, её трудно подделать.

В силу того, что основы письменной культуры за последние десятилетия разрушены, можно сказать уверенно: научиться красиво писать, пользуясь современными прописями, нельзя при всём желании. Соответственно, это прямым образом влияет и на качество подписи человека. Сегодня у большинства людей подпись достаточно простая, я бы сказал, даже примитивная, и она практически не защищена. По этой причине к нам всё чаще обращаются разные люди – и чиновники, и бизнесмены, с заказом разработать для них подпись с высокой степенью защищённости от подделки.

Предлагаем учащимся продолжить курс исправления почерка на основе английского курсива, с дополнительными занятиями по улучшению и усложнению своей подписи. Курс включает в себя работу с остроконечными инструментами и выполнение ряда специальных заданий, направленных на качественное улучшение своего почерка и, как следствие — своей подписи.

План работы над подписью:

  • Ритмы линий
  • Пластика линий
  • Динамика линий
  • Композиция линий
  • Создание пластического образа подписи

Курс «Европейская каллиграфия»

Европейская каллиграфия имеет давние традиции и последовательную историю своего развития. Все события, проходившие в обществе на протяжении веков, отражались и в формах букв, которые возникали не случайно, а на подготовленной прежде исторической основе. Античные виды письма трансформировались в средневековые, те, в свою очередь, в готические, далее в ренессансные и барочные. Таким образом, все буквенные формы образуют логически взаимосвязанную цепочку, имеющую крепкую корневую основу. Без этого корня трудно понять эволюцию развития европейской каллиграфии. Например, откуда взялась готика или как появился италик?

История европейской каллиграфии изобилует многообразием буквенных форм, но среди них есть наиболее яркие и выразительные образцы, которые не утратили своей ценности в современной каллиграфии, и многие мастера их используют в своих каллиграфических произведениях. Из античного периода это римский капитальный шрифт, квадрата, рустика. Средневековый период характерен унциалом – старым и новым, ирландским полуунциалом, каролингским минускулом. Готика представлена текстурой, фрактурой, бастардой, ротундой и готическим курсивом.

Ренессансный период – это гуманистическая антиква и гуманистический курсив в различных вариантах, а в эпоху барокко на его основе появился английский курсив.

Чтобы понять и освоить это разнообразие буквенных форм, прежде следует изучить базовые основы европейского письма, которые сформировал в своей методике отец современной европейской каллиграфии Эдвард Джонстон.

Без знания и освоения этих базовых основ трудно уяснить общие закономерности построения пропорций и ритма европейских букв. Неслучайно их называют фундаментом европейской каллиграфии. Чтобы учащиеся могли лучше изучить и практически освоить разнообразные формы европейской каллиграфии, был разработан новый курс.

Предлагаемый обновлённый курс основ европейской каллиграфии состоит из нескольких блоков:

1) фундаментальные основы европейской каллиграфии с циклом лекций и практических занятий;

2) античные формы каллиграфии – шрифт римский капитальный, квадрата, рустика;

3) средневековая каллиграфия: унциал старый и новый, ирландский (островной) полуунциал, каролингский минускул;

4) готические формы – текстура, фрактура, бастарда, ротунда;

5) ренессансные формы – гуманистическая антиква, прямая и наклонная форма, гуманистический курсив (италик) с вариантами.

Первый наиболее важный этап изучения состоит из теоретической и практической частей. Он даёт возможность узнать закономерности построения прописных и строчных букв латиницы и правила написания её ширококонечным пером. В теоретической части курса учащиеся смогут ознакомиться с историей развития европейских форм каллиграфии, прослушать цикл лекций с демонстрационным материалом. В практической части учащиеся изучат логику построения прописных и строчных букв латиницы и освоят правила их написания ширококонечным пером, узнают правила гармонизации (выравнивания) межбуквенного пространства и промежутков между словами и строчками. Эти важные закономерности являются общими для всех видов европейской каллиграфии, их изучение будет способствовать успешному освоению любого вида письма в дальнейшем.

Продолжительность первого, базового, этапа обучения – 36 час. (12 занятий).

Базовый курс углубленного изучения каллиграфии

Основы каллиграфии (базовый курс)

Курс - интенсив для дизайнеров «Основы каллиграфического дизайна»

Стремительное развитие цифровых и компьютерных технологий сформировало уверенность, что мануальные буквенные формы ушли в прошлое, но мировая практика графического дизайна показывает, что интерес к живым рукотворным шрифтам увеличивается и вместе с цифровыми доработками всё чаще используется в практике. Это видно не только в работах восточных мастеров, где каллиграфия всегда занимала центральное место в дизайне, но и в работах европейских и американских дизайнеров.

Для графического дизайнера главное – постичь культуру и ритм линии как универсального средства визуальной коммуникации. «Кто познал тайну линии, тот познал тайну искусства», гласит древняя мудрость. Владея языком каллиграфической линии, можно легко переходить от написания букв к рисованию, и наоборот.

Предлагаемая серия интенсивных курсов направлена на расширение вашего представления о шрифте и каллиграфии. Научить высокому мастерству каллиграфии за несколько дней невозможно, но вам покажут путь исследования, эксперимента с линией и буквами. Вы получите ключ к пониманию шрифта не как набора разнообразных форм, а как единой взаимосвязанной системы, которая постоянно развивается и обогащается: за счёт привнесения природных ритмов и форм; благодаря наблюдению за собственными движениями и жестами; за счёт использования элементов декоративного и орнаментального искусства.

Такой подход поможет раскрепостить себя, разрушит стереотипы и комплексы, «боязнь» букв, опасения сделать что-то неправильно. Во время этих занятий у вас появится возможность вернуться в счастливое детство, почувствовать радость игры с буквами, используя при этом традиционные и необычные инструменты. Ваши буквы будут то маршировать, то ползать и даже танцевать, они смогут сжиматься или вытягиваться, как Алиса в Стране чудес. Однако применяя ритм как композиционное средство в дизайне, наполняя буквы собственной энергией, при этом вы сможете сохранить основные принципы и законы формообразования букв.

Цель этих интенсивных курсов – показать новый каллиграфический подход в работе со шрифтами, продемонстрировать ценность каллиграфической линии и дать вам метод совершенствования своих навыков в работе с буквой.

Первый интенсивный курс

Тема: Инструменты и материалы. Как они могут изменять классические европейские виды письма

  1. Краткая история каллиграфии в дизайне
  2. Эволюция европейской каллиграфии
  3. Традиционные и современные материалы в каллиграфии, их подготовка к письму и правила работы с ними
  4. Ширококонечные инструменты, их свойства, особенности
  5. Выполнение каллиграфических гамм и упражнений на их основе
  6. Остроконечные инструменты, их свойства, особенности
  7. Выполнение каллиграфических гамм и упражнений на их основе
  8. Создание каллиграфических монограмм на основе ширококонечных и остроконечных инструментов

Второй интенсивный курс

Тема: Разнообразие ритмов в славянской каллиграфии

  1. Ритм – основа каллиграфии
  2. Движение и жест в каллиграфии
  3. Организация пространства в каллиграфии
  4. Исторические и современные подходы и способы организации ритма
  5. Создание каллиграфического экслибриса на основе декоративной вязи

Создание листа календаря с использованием цитаты

Курс - интенсив для родителей и педагогов

Во время радио- и телепередач мне задаётся стандартный вопрос: зачем в наше время компьютерных технологий нужна каллиграфия? 30 лет тому назад я считал, что необходимо восстановить историческую справедливость, и каллиграфия как один из самых древних видов искусства должна занять своё достойное место среди других муз. В наши дни интерес к каллиграфии возрастает, а значение и применение ее расширяется. Об этом свидетельствуют также исследования в зарубежных научных центрах — Японии, Китая, США, Англии. Их выводы подтверждают научные наблюдения наших отечественных физиологов и методистов XIX-ХХ вв. У нас в стране исследования в области письма были прекращены с 1968 после необоснованного введения шариковой ручки. И в настоящее время только наблюдения педагогов за учениками и студентами являются прямым доказательством того, что каллиграфия становится всё более актуальной как метод развития и раскрытия индивидуальных творческих способностей личности, а также коррекции. В течение 40 лет своей педагогической практики я многократно наблюдал, как слабые и неподготовленные ученики благодаря занятиям каллиграфии постепенно преображались, обретая уверенность в своих способностях. Своим знанием и мастерством в процессе обучения я делюсь со всеми учениками, но тем, кто стремится совершенствоваться с помощью каллиграфии, приобретая навыки и умение не только для себя — уделяю особое внимание. Неоднократно ко мне обращались родители и педагоги с вопросом, как приобщить к этому искусству ребенка и детей-школьников, если утрачена сама письменная культура, и в современной школе нет понятия красивого письма, а в обществе нет каллиграфической среды. Единственный выход из этой ситуации – организация домашнего обучения и приобщение к нему в первую очередь родителей, бабушек, дедушек и других родственников. Поэтому тем, кто захочет обучаться на данном курсе, предстоит решить две задачи: первая – научиться самому, что необходимо передавать детям в качестве навыков и умения; вторая – как приобщить ребёнка к тому, что сам узнал и чем овладел практически.

Цели курса: восполнить важный раздел в образовании и просвещении – через каллиграфию и красивое письмо приобщить себя и своего ребенка к пониманию высшей красоты, труду и внутренней гармонии.

Курс адресован, в первую очередь, любящим родителям и будущим мамам, а также думающим педагогам, которые обеспокоены состоянием нашего образования и понимают, что только на прочном фундаменте, которым является каллиграфия, созидаются наука, ремесла, искусства. От прочности этого фундамента будет зависеть состояние физического, умственного и духовного здоровья ребёнка, а значит – сила духа нации.

Интенсивный курс состоит из двух циклов:

Первый цикл включает теоретическую и практическую части.

Вы узнаете, как создать и усилить в себе мотивацию к обучению, как сформировать необходимые навыки работы с инструментами. Выполнение каллиграфических гамм, направленных на выразительные свойства инструментов помогут развить внутреннее чувство ритма и пластики. На конкретных упражнениях (от точки к линии, от линии к рисунку и орнаменту, от орнамента к букве) вы сможете ощутить связь рисуночной и каллиграфической линий.

Первая группа упражнений выполняется ширококонечными инструментами (сдвоенные карандаши, перо, кисть). Вторая группа упражнений выполняется остроконечными инструментами (один карандаш, перо, кисть).

Второй цикл посвящен тому, как обучать каллиграфии ребёнка с учётом его природы, его конституции, психики. Вы узнаете, как привить ребёнку вкус к труду и обучению — всему тому, что сами почувствовали, узнали и научились. Самое сложное — соединить Слово и Дело!

Чтобы успешно передавать знания детям, главным условием является – личный пример, терпение и любовь к ребёнку. Важно, чтобы Наставник своим отношением к предмету каллиграфии создал доверие и пробудил желание у ребенка к самому процессу деятельности. Только при таком условии занятия каллиграфией станут для ребенка уроками домашней радости.

 

Г.Р.Державин как мудрый и проницательный педагог утверждал: чтобы правильно воспитывать ребёнка, необходимо распознать его природу, его внутренние наклонности. Для этого за ним надо постоянно наблюдать, подмечая к чему он тянется, и тогда хорошее — всячески в нем развивать, а дурное — постепенно исправлять. Этой тематике посвящены первая и вторая части интенсива для педагогов и многодетных родителей, которые сами хотят заниматься каллиграфией со своими детьми.

Курс состоит из двух частей.

План ПЕРВОЙ части курса

Теоретическая часть

  1. Особенности детского восприятия, формирование эстетического отношения, которое базируется на трёх китах: эмоциональность, интерес, активность.
  2. Стимуляция практического интереса к каллиграфии и художественной деятельности.
  3. Привитие вкуса к слову и воплощению его в буквах.
  4. Развитие воображения на основе наблюдения за природой, её объектами, а также объектами, созданными руками мастеров.
  5. Поддержание личностного творческого начала и приобщение к труду в каллиграфии как основе совершенствования личности.

Практическая часть

  1. Начальные упражнения по работе с разными инструментами – карандаш, мелок, кисть плоская, кисть тонкая, ширококонечное перо, остроконечное перо.
  2. Выполнение серии каллиграфических гамм для овладения наиболее простыми видами письма.
  3. Уроки созерцания с практическим выполнением задания.
  4. Знакомство с видами ритма и правилами построения орнаментальных рядов и плоскостей.
  5. Написание нескольких видов письма вязью и ленточной антиквой.
  6. Проба пера и кисти в каллиграфическом рисовании.
  7. Итоговая работа – выполнение открытки, написание цитаты и создание собственной монограммы на основе вязи.

План ВТОРОЙ части курса

1-й блокКультурологический.

Эта тема носит мировоззренческий характер, направлен на расширение кругозора ребёнка и развитие его общей культуры. В ней отражена тонкая связь каллиграфии с материальной культурой, архитектурой – от античных времён до наших дней, демонстрируется единство стиля буквы со всем, что окружало человека.

2-й блок. Арт-каллиграфия.

В этом разделе раскрывается связь линии в рисуночной и буквенной форме. Через комплекс упражнений, которые будут выполняться мелком, кистью, тонким пером, показан переход от рисования природных форм к написанию их наименований с соответствующими по пластике и характеру буквами. Пример связи внешней формы и содержания -рисунок лилии и соответствующая подпись «лилия». Цель упражнений этого блока – коррекционная, направленная на снятие напряжения руки и пальцев, на развитие координации движения, на развитие чувства ритма и чувства пластики. С помощью таких упражнений можно обуздать поведение гиперактивных детей, а также привить им вкус к красоте, гармонии.

3-й блок. Элементы коррекции почерка.

Учителя жалуются, что не могут разобрать почерк своих учеников. Предлагаемый комплекс упражнений направлен на решение этой проблемы. На базе двух видов письма – рондо (прямое написание) и италик (наклонное), а также упражнений, которые выполняются карандашом, – будет представлен цикл учебных заданий.

Курс «Итальянский курсив»

Возникнув в самом конце 15 века, итальянский курсив до сих пор является основным видом каллиграфического письма. Его простые и элегантные формы, небольшой наклон и богатая вариативность делают итальянский курсив актуальным и востребованным на протяжении столетий. Кроме того, он является основой для почерковой формы, используемой сейчас в бытовом письме во многих странах мира.

Курс предлагается в качестве первого этапа освоения итальянского курсива, его латинских и кириллических форм. Студенты изучат пропорции и виды итальянского курсива, познакомятся с его историческими и современными формами, освоят написание строчных и прописных букв, связки строчных букв в словах, различные форма выносных элементов и росчерков. Через практическое исследование влияния ритма на письмо, освоят написание разных вариантов итальянского курсива.

Курс рассчитан на интенсивную каллиграфическую практику в течение всех 4 месяцев и самостоятельную работу дома. 

Курс предназначен для студентов, имеющих базовые знания и умения по каллиграфии (необходимо пройти курсы «Знакомство с каллиграфией» и «Вязь»).

Педагог — Петренко Татьяна Степановна, прошедшая обучение каллиграфии в Англии.

Курс «Английский курсив»

Английский курсив – регулярный курс

Данный четырехмесячный курс рассчитан на базовое освоение английского курсива, который сформировался в конце XVIII века в Англии как круглый почерк, а в XIX веке стал основным видом письма в европейских странах. Этот вид письма также использовался в школах для обучения чистописанию, вплоть до введения шариковой ручки. Пластика английского курсива органично соединилась с кириллическими буквенными формами, что наглядно демонстрируют прописи по чистописанию XIX века.

Благодаря своему изяществу и деликатности, обилию и вариативности росчерков, английский курсив по-прежнему является одним из любимых видов письма во многих странах. Несмотря на сложность освоения, это наиболее предпочтительный вид письма для оформления поздравлений, подарочной, свадебной и сувенирной продукции.

На курсе вы познакомитесь с особенностями работы остроконечным пером, характером наплыва в линиях, построением букв латиницы и кириллицы, пропорциями английского курсива, связками в буквах, с росчерками и особым ритмом этого письма.

Курс рассчитан на интенсивную практическую работу в течение трех часов в неделю в классе и регулярную самостоятельную работу дома (в течение недели не менее четырех-шести часов).

На курс могут пойти ученики, прошедшие курсы «Знакомство с каллиграфией» и «Вязь».

Английский курсив – интенсив

Данный интенсивный курс рассчитан на базовое освоение английского курсива, который сформировался в конце XVIII века в Англии как круглый почерк, а в XIX веке стал основным видом письма в европейских странах. Этот вид письма также использовался в школах для обучения чистописанию, вплоть до введения шариковой ручки. Пластика английского курсива органично соединилась с кириллическими буквенными формами, что наглядно демонстрируют прописи по чистописанию XIX века.

Благодаря своему изяществу и деликатности, обилию и вариативности росчерков, английский курсив по-прежнему является одним из любимых видов письма во многих странах. Несмотря на сложность освоения, это наиболее предпочтительный вид письма для оформления поздравлений, подарочной, свадебной и сувенирной продукции.

На курсе вы познакомитесь с особенностями работы остроконечным пером, характером наплыва в линиях, построением букв латиницы и кириллицы, пропорциями английского курсива, связками в буквах, с росчерками и особым ритмом этого письма.

Курс рассчитан на интенсивную практическую работу в течение пяти дней по пять акад. часов.

На курс могут пойти ученики, прошедшие курсы «Знакомство с каллиграфией» и «Вязь».

Курс «Рукописная книга на основе итальянского курсива»

Создание рукописной книги — высшая точка каллиграфической практики и заветное желание каждого каллиграфа. Подходят к этому, не торопясь, и с определённым страхом и трепетом. Написание книги сравнивается с рождением дитя — замысел книги вынашивается и созревает в тишине сердца, реализуется в тишине студии. Тогда всё, что выходит из-под пера каллиграфа, наполняется силой, способной вдохновить и преобразить читателя. Мы предлагаем вам курс «Рукописная книга на основе итальянского курсива». В курс включены теоретические блоки по истории книги и книжной композиции, практическая работа с большим объёмом текста, системой интервалов, декоративными элементами и шрифтовыми иллюстрациями, частями книги. Итогом каждого блока станут рукописные книги, выполненные различными видами итальянского курсива, – начиная от небольшой книжечки-лепорелло и заканчивая книгой со шрифтовыми иллюстрациями. Курс «Рукописная книга» включает в себя три блока по 12 занятий каждый. Блок 1 – «Книга-лепорелло». «Лепорелло» — свиток, собранный гармошкой, одна из древнейших форм книги, которой пользовались, например, писцы государства майя. Такой формат станет прекрасным началом для всех, кто только приступает к созданию собственной рукописной книги. (вставить фотографию) Копия свитка Кодекса майя, Музей Мехико Блок 2 – «Книга-кодекс». Ещё одна историческая форма книги — кодекс. Такую форму имеют все современные книги. Амиатинский кодекс, библиотека Лауренциана, Флоренция Блок 3 – «Шрифтовая иллюстрация в книге».

На курс принимаются ученики, закончившие курс «Итальянский курсив». В качестве текстов для написания используется поэзия и проза европейских и русских авторов. Курс ведёт Ольга Варламова, материал по истории книги читает художественный руководитель Центра Пётр Петрович Чобитько.

Курс «Каллиграфическое рисование»

Каллиграфическая линия – основа любой изобразительной деятельности. Так было в Китае, Японии, потом на Ближнем Востоке и в Европе. Линия, написанная кистью, определяет художественную выразительность и знака, и любого изображения. Изобразительное искусство, особенно рисование, тесно связано с каллиграфией. Китайские мастера утверждали, что красота рисунка зависит от красоты движения кисти художника, – это её танец. Были разработаны все правила и регламенты работы кистью, описаны и определены четыре главных свойства каллиграфической линии: линия как кость, линия как мышца, линия как мясо, линия как кровь. В древних трактатах по рисованию и каллиграфии используется и одна общая техника. На принципах каллиграфии была разработана даже шкала оценок произведений изобразительного искусства. На Ближнем Востоке и в Европе, когда каллиграфия достигла своего высокого уровня, она также повлияла на технику рисования. Рисунки, выполненные птичьим пером или кистью мастерами эпохи Возрождения, были уже пропитаны каллиграфическим духом и принципиально отличались от рисунков времён готики. Именно эти живые рисунки стали предметом коллекционирования, а рисунок стал самостоятельным жанром в искусстве. Многие мастера Возрождения, барокко и классицизма, а также современные, используя каллиграфическую линию как средство выражения, создавали свои шедевры в технике рисования. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Тьеполо, Рембрандт, Дега, Матисс, Ван Гог, Пикассо, Дали. Почти каждый художник стремится к виртуозному владению линией. Каллиграфическая линия, выполненная пером или кистью, намного сокращает путь постижения рисуночной формы и овладением рисунком. Автор предлагает всем, кто мечтает приобщиться к рисованию, пройти курс на основе каллиграфической линии и выполнить свой первый натюрморт, первый пейзаж, сделать первую копию, используя для этого каллиграфические инструменты: тростник, остроконечное перо и остроконечную кисть.

Курс «Леттеринг на основе каллиграфии»

Леттеринг ‒ это оригинальная рисованная надпись, созданная для конкретной ситуации, представляющая собой единую стилистическую и композиционную систему.

На нашем практическом курсе, используя классические и самодельные инструменты, экспериментируя с материалами, вы сможете по-новому взглянуть на ту каллиграфическую форму, которой владеете. Важной составляющей курса будет работа с кириллицей, переосмысление исторических образцов русской письменности и советского леттеринга, поиск новых решений.

Цели курса:

‒ изучить, как материал и инструмент влияет на характер формы;

‒ научиться экспериментировать с формой, творчески перерабатывать исторические образцы;

‒ углубить знания в области композиции;

‒ научиться оцифровывать надпись;

‒ активизировать работу ума.

Краткое содержание курса:

‒ поиск аналогов и источников вдохновения, работа с референсами;

‒ создание надписи с использованием нетрадиционных инструментов и материалов, для усиления эмоционального эффекта;

‒ работа с композицией, особое внимание будет уделяться работе с ритмом и использованию дополнительных декоративных деталей.

Результатом обучения станет итоговая работа ‒ каллиграфическая надпись, переведённая в векторный файл. Поэтому на занятиях вам понадобится ноутбук и программа для перевода надписи в вектор.

Курс «Цветоведение»

«Цвет – это жизнь, и мир без красок представляется нам мёртвым. Цвета являются изначальными понятиями, детьми первородного бесцветного света и его противоположности – бесцветной тьмы. Как пламя порождает свет, так свет порождает цвет. Цвет – это дитя света, и свет – его мать. Свет, как первый шаг в создании мира, открывает нам через цвет его живую душу» (Иоханнес Иттен «Искусство цвета»).

Большое счастье, что мы видим мир, хоть и не с самого рождения, в цвете. Без этого наша жизнь была бы скучной и унылой. Цвет не только радует наш взор, но и влияет на психологическое и даже физиологическое состояние, поэтому, умело сочетая краски, можно вызывать нужные ассоциации, эмоции, формировать определённые образы.

Природа цвета интересовала людей на протяжении веков. В попытках достичь цветовой гармонии они изучали его физические свойства, соотношения, визуальные эффекты и их воздействие на человека. Так возникла целая наука – колористика. Исследовать природу цвета не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Знатоки часами могут рассказывать, что такое основные, дополнительные и составные цвета, говорить об их смешении, характеристиках, контрастах, цветовой гармонии, колорите, цветовом языке и спектрах.

На нашем курсе мы прикоснёмся к изучению основных понятий колористики, будем использовать различные материалы и техники, разовьём своё чувство цвета и приобретём навыки по составлению всех возможных цветовых комбинаций, обсудим, что влияет на выбор колористического решения, каким оно может быть, и узнаем, где искать вдохновение, если его нет… Цветовой круг, растяжки, тон, цветовая композиция – всё это станет понятным не только в теории, но и на практике.

Наш творческий практикум направлен на то, чтобы вы могли свободно ориентироваться в мире цвета и пользоваться его возможностями в полном объёме!

Интенсив «Основы формирования детского почерка»

«Если в речи мы стремимся не только к ясности, но и к благозвучию, то и письмо должно быть красивым. Почерк – это искусство».  Альфред Фейнберг

«Почерк – это тоже искусство»

В 1962 году кампания перехода от двухнажимного письма к однонажимному, благодаря шариковой ручке, прошла стихийно и по-советски. Не было ни конкурсов по созданию алфавита, ни прописей и методик, ни научных разработок. В результате этого эксперимента чиновников от образования многовековые традиции письма и культуры чистописания были практически утрачены, и возникла масса проблем. А именно: у большинства детей и молодёжи появились различные психические нарушения – дисграфия, дислексия, дискалькуляция, аутизм, гиперактивность, слабый волевой импульс. Учащиеся не могут сосредоточиться, не могут слушать, видеть, запоминать. Пишут так, что сами не могут прочесть написанное. Сегодня большинство людей стесняются своего почерка. А человек без почерка, образно говоря, это человек без своего лица. Индивидуальный красивый почерк доступен каждому, также как и красивый автограф, который является визитной карточкой человека.

Многие родители и педагоги недоумевают, зачем в наше время компьютеров, цифровых технологий, интернета заниматься каллиграфией и ручным письмом. Родители стараются как можно раньше привлечь ребёнка к компьютеру, смартфону, считая, что это ускорит его развитие.

В 80-х годах японцы считали также и уже с трёх лет приобщали детей к работе за компьютером, но вскоре заметили, что дети постепенно перестали разговаривать, общаться с родителями и друг другом. У них резко замедлился темп интеллектуального и физического развития, стали появляться различные логопедические проблемы, дислексия и дисграфия, аутизм, а у старших школьников – компьютерная зависимость. После ряда исследований учёные пришли к выводу, что вначале необходимо научить ребёнка писать, т.е. сделать своеобразную прививку, а потом сажать за компьютер.

Создать красивое и новое в своём почерке можно, только изучая классические письменные традиции, которые помогают сформировать ритмический строй рукописного текста. Мы предлагаем выработать свою форму письма на основе отечественных и европейских эталонов: это вязь  – однонажимное письмо, которое пишется плоским пером, и русский канцелярский курсив (англе) – двухнажимное письмо – за счёт остроконечного пера. Более сложный и длительный путь формирования почерка – на основе русских или европейских форм скорописи.

За 25 часов учащиеся курса изучат основы построения ритма письма и формирования строки, законы формообразования букв, правила их написания, выполнят определённые упражнения по связыванию букв в слова и предложения. Зная принципы, законы и правила письма, регулярно выполняя задания, учащиеся смогут сформировать основы индивидуального каллиграфического почерка, который со временем можно будет применять при письме любым инструментом.

Успех обучения во многом будет зависеть от вашего усердия и регулярного выполнения классных и особенно домашних заданий. Как точно подметила 12-летняя ученица Президентского физико-математического лицея № 239: «Писать красиво – не сложно, главное – очень стараться!».

План семинара

  1. Основные навыки письма.
  2. Три условия формирования почерка.
  3. Работа ширококонечными инструментами. Цикл упражнений.
  4. Работа с остроконечными инструментами. Цикл упражнений.
  5. Отличие пропорций и последовательность написания прописных букв – вертикальных и наклонных.
  6. Отличие пропорций и последовательность написания строчных букв – вертикальных и наклонных.
  7. Система связывания букв.
  8. Медленное, среднее и быстрое письмо.

Наши контакты:

г. Санкт-Петербург, Московский пр.,  д. 18, литера Е

+7-904-644-71-79

info@az-izhitsa.ru