Статья «Каллиграф. А что, человек, который написал это … ещё жив?!», интервью-агенство «Диалог», 27.03.15. Интервью с педагогом нашего Центра Марией Скопиной.

Опубликовано Мар 30, 2015

Статья «Каллиграф. А что, человек, который написал это … ещё жив?!», интервью-агенство «Диалог», 27.03.15. Интервью с педагогом нашего Центра Марией Скопиной.

Каллиграф: А что, человек, который написал это… еще жив?! | ИА «Диалог»

Каллиграф: А что, человек, который написал это… еще жив?!

Для нашей новой героини Марии понятие «красиво писать» — это не просто жизненный принцип, но и основной вид деятельности. Она – профессиональный каллиграф, а также преподаватель, который каждый день делится искусством письма с другими людьми. Мария рассказала «Диалогу» о важности ритма, дыхания и настроения, а также пояснила, как каллиграфия может стать лекарством от стресса.

калиграф

«Каллиграфия — довольно мощное средство против тревоги и стресса»

Сегодня каллиграфию преподают в некоторых художественных вузах, так и у меня в институте прикладного искусства был такой курс. Правда он был довольно короткий, скорее, ознакомительный, и нам объясняли только азы. Нужно было в сжатые сроки быстро выучить много шрифтов – буквально одно понятие, занятие – один шрифт. Несмотря ни на что, мне очень понравился это предмет как с эстетической стороны (красивые буквы, красивое написание, интересная техника), так и с практической. Меня очень привлекло то, что каллиграфия оказалась довольно мощным средством против тревоги и стресса. Это был довольно нервный период моей жизни, но стоило сесть за стол, взять тушь и перо, как сразу появлялись нужное спокойствие и гармония с собой. Уже позднее от преподавателей я слышала, что каллиграфию используют не только как искусство, но и как средство самосовершенствования, и даже как лекарство для души и тела.

«Я считаю это работой своей мечты»

Я поняла, что сжатого курса в институте мне не хватило, поэтому мой преподаватель по шрифту посоветовал мне пойти в школу искусства каллиграфии Петра Петровича Чобитько «От Аза до Ижицы». Это было примерно 7 лет назад. С тех пор каллиграфия стала моим основным видом деятельности. Уже пять лет я преподаю сама и считаю это работой своей мечты. Для меня каллиграфия не просто хобби. Мне нравится, что, даже будучи преподавателем, я не перестаю постоянно учиться, так как в каллиграфии можно совершенствоваться бесконечно. Мы набираемся опыта у нашего мэтра, Петра Петровича Чобитько, посещаем мастер-классы известных во всем мире каллиграфов, и, что очень важно, в нашей школе все преподаватели учатся друг у друга. Несмотря на то, что начинали мы постигать каллиграфию все вместе, у каждого своя подача, своя техника, и очень полезно посещать занятия коллег – открываешь много нового, видишь знакомый предмет с новой стороны.

«В каллиграфическом письме ты не имеешь права на ошибку»

Каллиграфия очень схожа с музыкой, с танцем и, конечно же, неразрывно связана с литературой. Ритм в каллиграфии, как и в музыке — одна из первостепенных вещей, на которых все построено: ритм черного и белого, широких и тонких линий, букв самой разной формы. Как в танце, в каллиграфическом письме очень важна свобода и точность движения, и при этом не ты не имеешь права на ошибку. Когда ты пишешь, то используешь не только пальцы: нужно вести линию всей рукой, спиной и даже всем телом. Важно, как рука касается бумаги, как ты держишь осанку, как стоят ноги, так как без правильного положения тела линия не получится. И, безусловно, каллиграфия тесно связана с литературой, так как практика и упражнения строятся на написании разных литературных текстов. Искусство красивого письма сочетает в себе много других искусств и техник, и при этом полученные навыки пригождаются в самых разных ситуациях. Недавно я ходила на занятие по стрельбе и была очень удивлена, так как инструктор давал такие же указания мне, как я даю свои ученикам: не напрягайте кисть, сконцентрируйтесь на плавности движения и на цели. Также и с пером в каллиграфии.

«На наших занятиях очень важна индивидуальная работа с учеником»

В каждой аудитории у нас стоят специальные конторки (устройства, которые ставятся на столы, чтобы работать на наклонной поверхности). У каждого ученика свое рабочее место. Начинается занятие с разминки для рук, чтобы пальцы были подготовлены и разогреты, затем идёт разминка кистью, так как она позволяет одновременно расслабить руку, почувствовать свободу движения и сосредоточиться на том, что делаешь. После этого используем уже другие инструменты: ширококонечную кисть, ширококонечное перо, остроконечное перо. Мы подробно рассказываем о правилах работы с ними, так как при одном лишь наблюдении за человеком, который пишет, многие вещи могут остаются скрытыми и непонятыми, например, как правильно дышать. Принцип: задержать дыхание и сжать перо покрепче, чтобы получилась красивая линия – в каллиграфии совершенно не работает. Многие не знают, что при письме нужно очень ровно и спокойно дышать. Мы показываем, как это нужно делать, даем задание, и ученики начинают писать. На наших занятиях очень важна индивидуальная работа с каждым присутствующим, невозможно просто дать задание, и пока все заняты его выполнением, сидеть пить чай. Весь урок ходишь от одного ученика к другому, подсказываешь, показываешь. Поэтому группы у нас небольшие – детские и вовсе по 7–8 человек. Также на занятиях, чаще всего, кроме основного педагога, работает также и ассистент (а порой и два ассистента), чтобы была возможность уделить достаточное внимание каждому ученику.

калиграф2

«Взрослые мотивированы на кропотливую работу, а каждое занятие с малышами — открытие»

Сейчас каллиграфия очень быстро набирает популярность. Если 5 лет назад мало кто знал о том, что искусству красивого письма можно научиться, то сегодня у нас много учеников, и постоянно приходят новые люди. Это и профессионалы, дизайнеры, которые хотят применять новую технику в своей работе, для создания логотипов, например. Это и обычные люди, самого разного возраста, выбравшие каллиграфию в качестве хобби. Занимаются у нас, начиная с 4-х лет, а самому старшему ученику за 80. Взрослые люди занимаются каллиграфией для саморазвития, да и просто считают это очень увлекательным времяпровождением. Я постоянно спрашиваю себя, с кем мне больше нравится заниматься: со взрослыми или с детьми? Но точно ответить на этот вопрос не получается. Со взрослыми можно погружаться в детальные объяснения нюансов написания букв, техники владения инструментом, давать им подробные исторические справки. Они изначально мотивированы на кропотливую работу. Детей же нужно все время увлекать, но при этом каждое занятие с малышами — своего рода открытие. На одном из уроков пятилетняя Ульяна, украшая открытку маме первыми в своей жизни каллиграфическими буквами, приговаривала себе под нос: «Когда делаешь хорошо, то и получается быстрее». Для меня слова этой маленькой девочки стали тогда настоящим уроком — я осознала, как часто мне приходилось переделывать работу из-за торопливости. Как говорится : «Обучая, мы учимся сами».

«Здесь как в спорте, невозможно чего-то достичь, если каждый день не тренироваться»

Занятия каллиграфией начинаются с вводного курса, где мы знакомим учеников с базой, основными инструментами и каллиграфическими гаммами. Каллиграфические гаммы — это такие орнаментальные упражнения, необходимые, чтобы научиться владеть инструментом. Мы начинаем с них, и потом уже идут буквы, слова, тексты. После вводного курса идёт ещё один короткий обязательный курс, направленный на выработку и закрепления навыка работы инструментами, а затем ученики сами выбирают себе следующее направление: русская каллиграфия, европейская каллиграфия, каллиграфическое рисование и почерк. Почерк – это самый сложный курс. Свое письмо – это способ самовыражения, и некоторые его очень стесняются и хотят исправить. Но так как почерк напрямую связан с движением, причём доведённым до автоматизма, – здесь как в спорте, невозможно чего-то достичь, если каждый день не тренироваться. Как говорит Пётр Петрович, который ведёт этот курс: «Изменить почерк так же непросто, как изменить характер».

«Как только дети начинают писать, они забывают про все вокруг»

С дошкольниками мы начинаем с каллиграфического рисования, это позволяет им познакомиться с линией, её свойствами, раскрывает творческие способности ребёнка, и, главное — развивает мелкую моторику, оказывающую огромное влияние на речь. Учимся с ними выводить буквы большого размера, что позволит в будущем легче овладеть письмом. Занятия с маленькими детьми мы обличаем в игру или другую увлекательную форму. Знакомим их с буквами с разных сторон, выполняем их в разных материалах, для того, чтобы в школе ребенок осознавал, что письмо бывает и должно быть красивым. Как только дети начинают писать, они забывают про все вокруг, повисает тишина и каждый погружается в процесс. Был случай, когда пришла группа малышей, которая уже занималась у меня целый год. Заходит один из мальчиков, оглядывает аудиторию, показывает на другого ученика и заявляет: «Я не знаю его. Он с нами не занимался». Я отвечаю: «Гриша, как же так, вы с Максимом целый год вместе проучились», на что он мне ответил: «Но я эту кофту вижу в первый раз!». Этот забавный диалог услышал папа ещё одного маленького ученика, рассмеялся и решил подыграть: «Кто я? Где я? А куда же мы пришли? Может быть, в бассейн?». На это Гриша с жаром и важностью ответил: «Нет! Мы в каллиграфии!».

«А что, человек, который написал это… еще жив?!».

Мне нравится, когда люди по ходу обучения постепенно раскрываются, показывают свою творческую сторону. Такой способ самовыражения – это огромная радость. При этом в каллиграфии главное не результат, а процесс. Если у человека получается ровная линия, но сделал он ее, используя неправильную технику или метод — дальше этого ему будет сложно продвинуться. В каллиграфии главное не бросать дело на полпути, а продолжать над собой работать, и со временем все начинает получаться. Ученики очень гордятся своими проектами и раз в год мы организуем масштабную выставку, на которой экспонируем лучшие работы. С разрешения учеников, наиболее удачные листы мы оставляем в методическом фонде школы, чтобы показывать другим группам в качестве примера. Был случай, когда я демонстрировала чью-то работу в качестве наглядного примера и ученики спросили: «А что, человек, который написал это… еще жив?!». «Не только жив», — ответила я — «но и учится с вами в параллельной группе!».

Подготовила Валерия Митрошенко / ИА «Диалог»

Статья взята с сайта

Наши контакты:

г. Санкт-Петербург, Московский пр.,  д. 18, литера Е

+7-904-644-71-79

info@az-izhitsa.ru