Мастерская художника

В данном разделе будут публиковаться статьи художественного руководителя Центра искусства каллиграфии «От Аза до Ижицы» Чобитько Пётра Петровича о Школе, курсах и каллиграфии…

 

22.05.2013

Каллиграфия в дизайне и дизайн в каллиграфии

 

Автор — Броди Ноеншвандер

    По сути, каллиграфия является одним из самых древних видов дизайна. В Вавилоне, Египте, Китае устраивались конкурсы лучших каллиграфов. Каллиграфическими надписями заполнялись интерьеры и экстерьеры храмовых комплексов, ими покрывали стелы, обелиски, скульптуры, предметы обихода, использовали в ювелирных изделиях. Позже, во времена Римской эпохи, Средневековья, Ренессанса и барокко, каллиграфия также применялась не только в книжном оформлении, но и во всех видах прикладных искусств – в архитектуре, оформлении интерьеров.

    На протяжении столетий этот процесс то угасал, то вновь развивался.

    В последние годы интерес дизайнеров к каллиграфии постепенно возрастает. Этому содействуют, в первую очередь, сами каллиграфы-дизайнеры Дальнего и Ближнего Востока, работы которых привлекают внимание зрителя не только своим мастерством, но и своей неординарностью на всех международных выставках и конкурсах. Во-вторых, сама каллиграфия со своими широкими возможностями постоянно притягивает внимание дизайнеров. В-третьих, этому способствовали четыре крупнейшие международные выставки каллиграфии – в 2008 и 2012 годах, прошедшие в нашей стране, в которых участвовало немало каллиграфов-дизайнеров с мировым именем: Жан Ларше, Нойишвандер Броди, Махдауи Нджа, Массимо Полелло, Шнайдер Вернер, Евг. Добровинский. Сегодня в области каллиграфии работают художники разных направлений и видов искусства: живописцы, скульпторы, графики, архитекторы, а также учёные палеографы и историки. Это обстоятельство обогащает каллиграфию свежими идеями, разнообразными техниками, материалами, инструментами. Можно уверенно сказать, что каллиграфия для многих художников является своеобразной экспериментальной лабораторией, где  активируется творческий процесс, оттачивается мастерство и техника владения каллиграфической линией. Почти каждый художник – осознаёт он это или нет – является потенциальным каллиграфом, т.к. в своём рисунке стремится к виртуозному владению каллиграфической линией.  Это мы видим в работах мастеров прошлых веков – Леонардо да Винчи, Рембрандта, Энгра, а также  у современных мастеров – Ван Гога, Дали, Матисса, Пикассо.

    В советской художественной школе после 1917 года в основном уделяли внимание рисуночной и геометрической линиям, но почти не развивали  и не изучали каллиграфическую линию. На Востоке её культивируют уже много столетий. А в Японии и Корее каллиграфическую линию считают своим национальным достоянием. С помощью каллиграфии создаётся  также прочный фундамент для дальнейших занятий изобразительным искусством, различными ремёслами, наукой. Эти занятия не только способствуют развитию мелкой моторики, но главное – умению трудиться, укреплению волевого импульса, как говорят японцы – кёнзе. Не потому ли в Японии сегодня используют каллиграфию как метод подготовки специалистов во всех современных технологиях и около 15% японцев занимаются каллиграфией.

    Из своего многолетнего опыта преподавания могу с уверенностью сказать, что занятия каллиграфией прежде всего раскрывают творческие способности и развивают наиболее важное в искусстве — чувство ритма, пластики и нюанса, поскольку сама каллиграфия является искусством нюанса. Я неоднократно убеждался в том, как учащиеся благодаря каллиграфии значительно быстрее овладевали искусством композиции в дизайне, графике, прикладных видах искусства. По этой причине многие кафедры дизайна в европейских вузах вводят каллиграфию в учебный процесс как мощное средство повышения творческого потенциала студентов.

    Смею полагать, что период экспериментирования и проектирования шрифтов на основе только компьютерных программ уходит в прошлое.  Становится очевидным, что дизайнер должен постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, изучая историю шрифтового дизайна, зная законы формообразования букв, умело применяя их на практике. Последнее невозможно  без мастерского владения каллиграфическими инструментами, как традиционными, так и современными, включая компьютерные технологии. Именно этим путём прошли  все наиболее известные мастера шрифтового дизайна.

    Именно поэтому я бы  рекомендовал каллиграфию как базовый предмет для дизайнеров всех направлений.

 

 

17.04.2014

Краткий отзыв Чобитько П.П. о прошедшем курсе-интенсиве для педагогов и родителей в марте 2014г.

 

   За последние десятилетия культура письма в школах была разрушена. Каллиграфической среды нет, почти не издаются учебники, пособия, поэтому преподавать каллиграфию детям год от года становится всё сложнее. Решению этой методической проблемы и был посвящён семинар для педагогов и родителей, который проходил в нашем Центре искусства каллиграфии с 24 по 27 марта 2014 г.

     Участникам семинара была предложена насыщенная и разнообразная программа, которая включала несколько разделов и направлений. По плану участники семинара  вначале выполнили ряд каллиграфических упражнений традиционными инструментами, познакомились с разделом каллиграфического рисования пастелью и кистью, а также попробовали свои силы в каллиграфии, используя нетрадиционные и подручные предметы. Ежедневные практические занятия сопровождались важным теоретическим материалом.

      Но главным разделом семинара стала прикладная каллиграфия, задача которой – привлечь внимание детей к этому трудному и сложному предмету, пробудить их устойчивый интерес к творческому решению различных задач. Этот раздел включал в себя аппликацию, т.е. вырезание букв из цветной бумаги и других материалов, рисование и лепку букв из пластилина, создание буквенной композиции с использованием метода оттиска (на свёкле, моркови, картошке  вырезали буквы и печатали их). Кроме того, участники прикоснулись к технике линогравюры и на основе созданной монограммы выполнили свой неповторимый экслибрис. Особенно участников увлекла «каллиграфия на воде», так называемая акватипия, которую все активно и дружно осваивали в последний день семинара.

   На этом семинаре были показаны различные пути решения сложной методической проблемы приобщения детей к каллиграфии. Даже самому маленькому участнику семинара – шестилетней Насте, которая приехала на семинар вместе с бабушкой из Краснодара, скучать было некогда. Значит, семинар удался!

   Для развития мелкой моторики современным детям предлагают массу увлекательных суррогатов-однодневок с тяжеловесными названиями – квилинги, скрапбукинги и т.д. И всё же ни одно из этих предложений не способно заменить проверенный веками рецепт от каллиграфии – перо, ручка и кисть.